Русский самовар и восточный кальян. что из этого выйдет?

Русский самовар или самогрей

САМОВАР, САМОГАР, САМОГРЕЙ, САМОКИПЕЦ — прибор для кипячения воды. Самовар был всегда металлическим, обычно из латуни и меди, в редких случаях из серебра, стали, чугуна, и, как правило, никелировался.

Его тулово могло иметь самую разнообразную форму: шара, рюмки, цилиндра, бочонка, прямоугольной коробки, груши, яйца. Верхняя часть тулова, через которую наливалась вода, закрывалась крышкой — «закрышкой», «нахлобучкой».

Тулово заканчивалось поддоном или четырьмя короткими ножками. В нижней его части находился кран для стока воды. Жидкость в самоваре нагревалась, соприкасаясь с металлической жаровней, проходившей сквозь тулово.

Верхний конец жаровни выходил через «закрышку» наружу и имел конфорку, на которой крепилась «закрышка». Нижний конец, располагавшийся около поддона, прикрывался решеткой. В жаровню закладывали горячие угли.

Огонь поддерживали благодаря поддуванию воздуха снизу жаровни и вытяжной трубе с коленом, надевавшейся на верхнюю часть жаровни.

После закипания жидкости трубу снимали, а жаровню закрывали заглушкой. Для выхода пара на «закрышке» самовара имелся отдушник — небольшое отверстие с крышечкой. Самовар в русском быту неразрывно связан с чаепитием. В России чай впервые появился в конце XVII в.

В то время его использовали как лечебное средство при простуде и заболеваниях желудка. В первой половине XVIII в. чай становится популярным напитком среди высшей знати, дворян, богатых купцов. При этом чай считался мужским напитком, а кофе, который в ту пору входит в употребление в высших слоях русского общества, — женским.

Однако поначалу воду для чая кипятили в чайниках, туда же закладывали и заварку.

Самовар с заварочным чайником появился, как предполагают, в XVIII в., когда чай распространяется в городской среде, а вскоре и в деревнях. Чаепитие из самовара стало особенно популярным у крестьян северных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири.

Жители Ярославской, Московской губерний даже получили от соседей прозвище «водохлебы». Самовар кипел на столе, когда в доме были гости, — это позволяло с удовольствием, не спеша посидеть за столом с приглашенными людьми. Его ставили, когда было холодно на улице или, наоборот, слишком жарко.

Самовар, считалось, утешал человека в грустную минуту и успокаивал слишком расшумевшееся общество.

Известный этнограф середины XIX в. А. В.

Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют вприкуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достает для полдюжины стаканов.

С мужика льет пот градом, он пьет не переводя духу; оботрется полой и снова за чашечку» (Терещенко 1848, IV, 85). В городах и богатых крестьянских семьях выработался даже своеобразный ритуал чаепития.

Начищенный до блеска самовар ставили на специальный самоварный столик, находившийся около обеденного стола. Заварочный фарфоровый чайник помещали на конфорке. На обеденный стол ставили чашки с глубокими блюдцами и чайными ложками, сахарницу с колотым сахаром, ситечко, щипцы для колки сахара и блюдо с пирогами.

Чай разливала хозяйка дома или ее старшая дочь. В чашку чай надо было наливать до краев, постоянно потчуя гостей. Чай полагалось пить из блюдца, держа его всеми пальцами. Подливание чая прекращалось лишь тогда, когда гость переворачивал чашку вверх дном.

Это был жест, означавший, что гость напился и доволен угощением.

Однако чай ценился не всеми русскими. В некоторых местах его вообще не употребляли и даже считали вредным напитком. Такое отношение к нему выработалось у старообрядцев — людей, которые не признали реформу Церкви, проведенную в XVII в. Патриархом Никоном. Они считали чаепитие «никонианством», т. е.

отступлением от истинной веры, а чай — поганым зельем, поэтому «кто пьет чай, тот не войдет в царствие небесное». Крестьяне приобретали самовары на ярмарках, в сельских лавках, городских магазинах.

На крупных ярмарках, таких как Макарьевская, Ирбитская, Нижегородская, имелись специальные самоварные ряды, где изделия продавали поштучно и на вес.

Стоимость их была различной и зависела от размеров, наличия украшений, а также от известности фабрики, на которой их изготовили. Самовары на вес продавали оптом и в розницу по 15 рублей за пуд (16,38 кг). Один хороший самовар, предлагавшийся поштучно, мог стоить от 3 до 10 рублей, но были и самовары стоимостью в 100 рублей. В середине XIX в.

на 100 рублей можно было купить лошадь и сделать хорошее приданое городской невесте. Самовары, продававшиеся в России в XIX — начале XX в., были русского производства. Их изготавливали на самоварных заводах Тулы, Москвы, Екатеринбурга и некоторых других уральских городов.

Хорошо были известны фабрики Назара Лисицына, Василия и Ивана Ломовых, Ильи Федорова и многие, многие другие.

На самоварах обычно ставились фабричные клейма и выбивались медали, полученные фабрикой на промышленных выставках. Самовары в русской деревне ценили очень высоко. Их наличие в семье говорило о ее благополучии, достатке и престиже хозяина дома. Хорошие самовары нередко давали дочерям в приданое.

Материал создан: 22.10.2015

Источник: http://iamruss.ru/russkij-samovar-ili-samogrej/

Иран для гурманов: от кальяна до самовара

Прошло полгода с того момента, как с Ирана были сняты санкции, введенные ранее в связи с его ядерной программой. Страна активно выходит на мировые рынки, восстанавливает экономические и торговые связи с другими государствами. И, в частности, с Россией.

Помимо прочего, страна представляет также много интересных возможностей для туризма. «Иран — очень богатая страна в культурном плане.

Посещая Иран, нужно принимать во внимание, что это исламская республика и в ней действуют законы шариата.

Но это, конечно же, безопасная и дружественная страна, очень интересная с точки зрения древнейшей культуры, многих городов, которые можно посетить», — считает руководитель Федерального агентства по туризму РФ Олег Сафонов.

Россияне, по словам Сафонова, пока не так активно едут в Иран. Однако он прогнозирует увеличение интереса россиян к этой стране в том числе из-за того, что 30 января вступило в силу смягчение визового режима.

Россия и Иран подписали программу совместных действий в области туризма на 2016-2018 гг. Страны договорились об увеличении количества полетов до 28 рейсов в неделю. Чартерные рейсы из РФ могут выполняться и в Тегеран, и в Исфахан, и другие города Ирана. 

ТАСС открывает серию репортажей о достопримечательностях страны. Сегодня читайте о том, в какие места стоит отправиться туристу за гастрономическими впечатлениями. 

Все чаще в иранских ресторанах можно увидеть туристов и бизнесменов из Китая, Германии, Франции, Нидерландов и других стран Европы и Азии.

Все они устремляются в заведения, где можно отведать традиционную иранскую кухню с непременной сочной бараниной, приготовленной в разных вариациях с рисом, оливками, луком, специально замаринованными овощами «торши» и массой восточных специй.

Сейчас таких новых ресторанчиков и кафе в Иране предостаточно, причем на любой туристический кошелек. И цены сопоставимы с мировыми — горячие блюда в них могут стоить от 7 до 30 долларов.

Иранцы, конечно, тоже посещают их. Но далеко не для всех такой прейскурант приемлем. В массе своей они, особенно молодежь, довольствуются иранским «фаст-фудом», спектр которого впитал в себя, кажется, всю мировую традицию системы быстрого питания.

Небольшие, на 5-6 столиков, кафе специализируются кто на шаурме, кто на пицце, кто на гамбургерах или курице, обжаренной в сухарях. А чаще всего представлен одновременно весь этот нехитрый ассортимент, который можно поесть на месте или заказать на дом.

Но для иностранного путешественника, который хочет почувствовать Иран, его древнюю культуру и традиции, интересны совсем другие «заведения общепита».

Традиционные рестораны

Сами иранцы очень любят традиционные рестораны, в которых люди сидят не на стульях или в креслах, а на широких диванах, покрытых коврами. На них можно расположиться, только сняв обувь и подобрав ноги под себя на восточный манер, обложившись подушками и валиками в тканых из грубой шерсти чехлах.

Стол в таких ресторанах, как правило, прямоугольный и невысокий, для больших компаний или семьи. Низко висящие резные лампы или подсвечники из металла и цветного стекла, негромкая мелодичная персидская народная музыка — и вы в настоящей восточной сказке.

Возможно, кухня в таком ресторане не отличается разнообразием, и уж точно не вкуснее той, что предлагают в дорогом ресторане с европейским интерьером. Но в персидском по-настоящему ощущаешь себя на Востоке.

А не за этим ли и приезжают сюда путешественники?

В Иране еще сохранились старинные персидские рестораны. Они отличаются особой архитектурой.

В ней обязательно присутствуют такие элементы, как лепнина, мозаика, цветное стекло, симметричный бассейн посередине зала с искусственным источником воды или небольшим фонтаном.

Традиция небольших водоемов с фонтанами в ресторанах затем перешла и в Европу. Подобный дизайн можно увидеть и в одном из самых старых московских ресторанов «Савой». 

Кальянные салоны

Весьма распространены в Иране и кальянные салоны. Это, как правило, мужские заведения, в которых можно и перекусить. Но главное время препровождения — курение кальяна с различными ароматическими добавками.

Есть заведения побогаче, где курение сопровождается неспешной беседой, а есть и совсем простые, расположенные в многолюдных торговых кварталах. В них мелкие лавочники и их помощники отдыхают от трудов праведных по вечерам.

В тесных «стекляшках» садятся они в ряд за узкий длинный стол на скамью вдоль стены и отрешенно погружаются в сладковатый дым, периодически прикладываясь к трубкам с длинным шлангами и разноцветными сосудами.

Чайные

Еще одна традиция иранских общепитов — чайные. Это, как правило, очень просторные залы со скамьями и также невысокими столами. Крепко заваренный янтарный напиток в них подают в маленьких стеклянных стаканчиках с кусочками жженого сахара.

Чайные заведения демократичны, украшены небогато, но обязательно с персидским колоритом.

Читайте также:  Бросил курить - стал расти живот, мучает изжога, болит желудок

Стены, столы и скамьи покрыты различными каламкарами — накидками из домотканой хлопковой ткани с нанесенным накатом, типичным для Ирана рисунком, причем натуральными красками, не выцветающими много лет.

Самое удивительное, что непременным атрибутом иранских чайных является русский самовар.

Причем, такое впечатление, что сами иранцы уже хорошенько подзабыли о его истинной национальной принадлежности и давно считают чай из самовара, который здесь так и называется, своей собственной традицией.

А укрепилась она в Персии во второй половине XIX века, когда в ней стояла русская казачья бригада, сыгравшая большую роль в становлении регулярной иранской армии.

Кафе в исторических комплексах

Совершенно особая атмосфера царит в ресторанах и кафе, расположенных в комплексах исторических достопримечательностей.

Стоит немного углубиться с центральной исторической площади в Исфахане, называвшейся до 1979 года Шахской, а теперь — Накш-е Джахан, в старинные сводчатые галереи древнего базара, где, чередуясь, в нишах разместились лавки с коврами, ювелирными изделиями и всем, чем славятся иранские кустари. В прохладных каменных галереях можно увидеть колоритного старика в национальной персидской одежде, зазывающего посетить один из самых экзотических исфаханских ресторанов. Его стены и арочные потолки, сложенные из кирпича, вполне возможно, видели шаха Аббаса I (1571-1629), великого правителя и реформатора Персии, который и перенес в 1598 году столицу сефевидского государства из Казвина в Исфахан.

Следует отметить, что при Сефевидах (XVI-XVIII века) в Персии появились первые кофейни. Ведь именно тогда персы начали импортировать кофе. С течением времени иранские кофейни превратились в настоящие литературные клубы, где персидские поэты декламировали свои произведения. В настоящее время в иранских кофейнях поэмы не читают, но кофе варят по- прежнему крепкий и весьма ароматный.

«Надери-кафе»

Одно из старейших литературных заведений иранской столицы — «Надери-кафе» — было построено в 1928 году армянским иммигрантом Хачиком Медикянцом. Место для строительства было выбрано как нельзя более удачно.

Эта часть весьма протяженной улицы Надери расположена в центре армянского квартала, где примерно в это же время возводились армянские храмы, школы, культурный центр. Рядом располагались богатые армянские магазины.

В те времена улица Надери была географическим центром Тегерана.

Отец-основатель начал свою карьеру в столице с выпечки кондитерских изделий.

Построив кафе-ресторан, он стал готовить для заведения торты и пирожные на европейский манер, подавая их с крепким ароматным кофе по-армянски.

Затем предприимчивый иммигрант выстроил рядом и небольшую трехэтажную гостиницу, соединив просторное фойе с кафе и рестораном. А номера располагались на втором и третьем этажах.

Уже в 1960-годы он построил в соседнем переулке еще один, уже более современный многоэтажный отель — «Новый Надери». А собственный кондитерский цех уже обслуживал кафе в обеих гостиницах.

«Надери-кафе» очень быстро стало весьма популярным местом.

Красивое здание, причудливым образом сочетавшее в себе персидскую традиционную архитектуру и европейскую готику, с традиционным кофе и европейскими пирожными, привлекало сюда столичную интеллигенцию, стремившуюся приобщиться к европейским традициям.

Кроме того, у кафе и гостиницы есть закрытый внутренний сад с фонтаном в центре и небольшой сценой в углу. В знойное лето там можно было отдохнуть у прохладного водоема, послушать «живую» музыку.

Завсегдатаями «Надери-кафе» в 1940-1950-х были такие известные всем иранцам деятели искусства, журналисты и писатели, как Садек Хедайят, Бозорг-э-Алави, Моджтаба Минави, Симин Данешвар, Нима Юшидж и многие другие, кто проводил здесь целые ночи за обсуждением самых разных тем — от политики до живописи. У многих из них в кафе даже были постоянно зарезервированные места. Здесь, как и в подобных литературных кафе по всему Тегерану, формировалось общественное мнение. О тех мирных временах свидетельствуют многочисленные черно-белые фотографии в фойе отеля.

«Кусочек западной цивилизации» вчера и сегодня

В 1970-е годы старый и новый «Надери» стали «перевалочными пунктами» для тысяч советских специалистов, приезжавших на стройки и объекты двустороннего советско-иранского сотрудничества. С «Надери» начиналось их знакомство с восточной страной, славящейся своей древней культурой и историей.

В те годы Тегеран называли «Парижем Востока». Современные лимузины, по-европейски модно одетые дамы, гастроли поп-звезд первой величины, таких как Фрэнк Синатра (1915-1998) и Барбара Стрейзанд, до глубокой ночи работающие рестораны, где играли европейские музыкальные группы — все это создавало иллюзорный флер западной жизни.

Тогда, в 1970-х, «Надери-кафе» тоже стало «кусочком западной цивилизации».

В ресторан приезжали состоятельные тегеранцы, по вечерам в саду «разрывались» огромные колонки от звуков электрических музыкальных инструментов какой-то заезжей рок-группы и мигали огоньки цветомузыки на огромных чинарах вокруг фонтана, ловко сновали между столиками официанты, разнося крепкие спиртные напитки и закуски. Впрочем, наши специалисты могли наблюдать за этим чужим праздником лишь из окон своих номеров, поскольку одноразовое знакомство с рестораном грозило бы оставить советского инженера без месячной зарплаты.

Некогда заполненные гостями и деятелями культуры кафе и гостиница нынче почти пустуют. Чтобы как-то привлечь посетителей владельцы «Надери-кафе» и гостиницы — теперь уже внуки Хачика Медикянца — разделили их, сделав отдельные входы со стороны улицы Исламской Революции.

Днем здесь почти пусто. Лишь старики, старожилы армянского квартала, сидят в уголке кафе, медленно потягивают кофе из крошечных фарфоровых чашек и тихо и неспешно беседуют — им, видимо, торопиться некуда.

Вечерами несколько столиков займут скромные пары, чтобы на ходу выпить кофе и немного поболтать. Но время там как будто замерло. Все те же столики, что и 35-40 лет назад, те же панели барной стойки, только уже изрядно потрескавшейся, та же темно-бордовая форма у постаревших официантов.

Завсегдатаи кафе — это все больше те, кто помнит старые времена, для кого «Надери» — название ностальгическое.

А центр богемной жизни Тегерана теперь переместился в богатые кварталы севера. Молодые люди собираются в новомодных кафе, устроенных в парках бывших усадеб шахских вельмож. В самих усадьбах теперь разместились музеи, например, Музей иранской кинематографии или Музей времени с коллекцией уникальных часов.

А рядом — уютные крытые павильоны, где молодые люди с гаджетами последних моделей, девушки почти пренебрегают исламским дресс-кодом, где поблизости играет собственная иранская рок-группа и, кстати, весьма профессиональная. Там вновь подают замечательный кофе и европейские пирожные. Мир меняется, меняются политические режимы.

Но кофейни, где обсуждаются последние события, фильмы, недавно опубликованные романы, остаются незыблемой традицией. 

Александр Левченко, Тегеран 

Источник: http://tass.ru/obschestvo/3453656

Как русский самовар оказался в Иране?

Если на Западе самые популярные русские слова — это Sputnik и KGB, самое популярное русское слово в Иране — «самовар».

Хотя как это — русское? Большинство иранцев убеждены, что слово это персидское, точно так же как и знакомый каждому россиянину металлический пузатый «прибор для нагревания воды с топкой внутри» родом из Персии, а не из России

Пока мы сами стесняемся этого «устаревшего, деревенского» кипятильника, считая его в лучшем случае милым преданием старины, для иранцев самовар стал символом гостеприимства.

Сейчас его можно встретить на каждом шагу: в гостиницах, ресторанах, хостелах, частных домах и даже в мечетях. Ну и, конечно, на рынках. Тут уж разнообразие так разнообразие: маленькие, громадные, чугунные, латунные… Многие украшены искусной чеканкой, финифтью, глазурью, позолотой и даже драгоценными камнями.

На любой вкус и кошелёк: от пяти до десятков тысяч долларов. Есть даже маленькие самовары-сувениры, дескать, купите истинный символ Ирана! Самый шик — это газовый самовар: он подключается прямо к газовой трубе и постоянно поддерживает воду горячей — вдруг неожиданные гости?

О Туле и русской самоварной традиции почти никто и не слышал. Расскажешь о том, что обозначает слово «самовар», — обидятся. Нет, ответят они, самовар — это исконно иранское изобретение, а слово samāvar (سماور) происходит от слова «санабар» — «чайник».

Правду можно отыскать либо в музеях, либо в антикварных лавках. Тут есть старинные самовары (возрастом несколько сотен лет), и клейма ещё дореволюционных тульских мастеров изобличают правду.

— Ну а что? Мы подарили вам чай, а вы нам — самовар, — улыбается Хамид, владелец одной из таких лавок в иранском городе Йезд. — Всё честно.

Говорят, самовар в Иран привёз из России четвёртый шах Ирана из династии Каджаров Насер ад-Дин (Насреддин-шах) два века назад и этим дал толчок распространению новой моды.

А после того, как в начале 20-го века чай начал постепенно вытеснять кофе (он был значительно дешевле), мода на самовары стала массовой.

Поначалу самовары завозились из России, но скоро их начали делать местные умельцы — и русский самовар приобрёл иранский стиль: восточные узоры, арабскую вязь. А вместо русских петушков на заварочном чайнике обычно рисуют лик того самого шаха.

С таким самоваром не стыдно и в Тулу съездить.

Источник

Источник: https://wowavostok.livejournal.com/5299207.html

Самовар: что в него наливали русские

Самовар, завезённый в Россию из Голландии Петром I, настолько стремительно и прочно стал неотъемлемым атрибутом российского застолья, что в Европе, спустя некоторое время, его стали именовать русской чайной машиной.

Собиравший вокруг себя всех членов большой дореволюционной семьи самовар олицетворял собой домашний уют, располагающий к неспешным беседам, приятным воспоминаниям и принятию важных решений.

«Рюмка», «Банка», «Ваза», «Дуля», «Желудь», «Пасхальное яйцо», «Репка» — это обиходные названия самоваров разной формы, каждый из которых домохозяйки использовали не только для чаепития.

Самовар — термос

Учитывая весьма небольшие размеры обычных самоваров, жидкость, вскипячённая в них, не могла удовлетворить потребностей хозяйки в тёплой воде за день.

Чтобы не испытывать нужды в кипятке холодную воду грели в чане, а оттуда просто переливали в разожжённый самовар.

Читайте также:  Кальяны vs электронные сигареты: почему любители парения проигрывают кальянщикам?

Так вода долго оставалась горячей, а самовар превращался в подобие современного термоса, который можно было даже взять с собой в долгую дорогу, не забыв прихватить уголь, чтобы поддерживать огонь.

Дабы постоянно пыхтящий агрегат не коптил избу, в русской печи делали специальную отдушину, куда вставлялась надетая на самовар коленчатая труба.

В трактирных печах таких отверстий под трубу было до 12 штук, чтобы в многоведёрных самоварах всегда был наготове чай для посетителей.

Кстати в общественных заведениях в целях экономии времени заварку насыпали непосредственно в самовар, а потому из краника лился не кипяток, а готовый чай.

Задолго до появления на Руси чая излюбленным горячим напитком населения был сбитень, который представлял собой смесь мёда и воды, обильно сдобренную такими пряностями как шалфей, стручковый перец, зверобой и лавровый лист.

Зимний сбитень готовился и продавался в растопленном самоваре, поскольку его главным предназначением был согревающий и противовоспалительный эффект.

Большие самовары со сбитнем располагались на главных площадях и в многолюдных местах, а портативные варианты висели на плечах торговцев-разносчиков горячительного питья.

К слову, в наши дни, некоторые готовят в самоваре глинтвейн, в основе которого лежит некрепкое сухое вино, приправленное всевозможными специями и кусочками фруктов.

Самовары-кофеварки

Специальные самовары цилиндрической формы в старину использовались в качестве кофеварки. Поскольку натуральный кофе во все времена пили в маленьких дозах, самовары для них тоже были миниатюрными, подогрев осуществлялся снизу.

На первых порах тепло давали раскалённые угли, а позже их заменили спиртовой горелкой. Компактные размеры самовара для варки кофе позволяли проводить все необходимые манипуляции прямо на обеденном столе, попутно следя за процессом приготовления.

Самовары – мультиварки

В XVIII веке уральские и тульские производители разработали универсальные не сужающиеся кверху самовары – кухни, которые по-прежнему состояли из кувшина, где разжигалось топливо, но имели несколько видоизмененное изнутри широкое тулово.

Новаторы решили разделить его перегородками на три автономных отсека: в двух варилась еда, будь то похлёбка, каша, бульон, мясо или овощи, а в третьем, снабженном краником, кипятилась вода для чая.

Самовары — мультиварки за раз готовили и поддерживали в горячем виде первое, второе и чай, став заветной мечтой владельцев трактиров и постоялых дворов. Обзавестись подобным кухонным чудом желали охотники и рыбаки, которые в походных условиях могли обеспечить себя полноценным обедом.

Оригинальное использование самоваров

Наряду с опцией подогрева, самовар выполнял ещё и функцию охлаждения, для чего в трубу жаровню засыпали лёд. Такое устройство получило название «Фонтан» и применялось для остужения вина, которое лилось в чарки через краник.

А современные «кулибины» преобразовали самовар в колоритный кальян, подсоединив к нему недостающие трубки и детали. Наладив необходимую циркуляцию дыма, они закладывают ароматическую табачную смесь под угли самовара и начинают курить.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/62904-samovar-chto-v-nego-nalivali-russkie.html

Русский самовар

Как часто мы собираемся с друзьями или семьёй за чашкой чая. Кажется, что именно этот напиток может ещё больше сплотить нас и сделать отношения более тёплыми. А если чай вы при этом будете наливать из самого настоящего самовара, наверняка он будет ещё вкуснее, а беседа — душевнее.

На Руси ни один дом не обходился без самовара, с помощью которого готовили самый вкусный чай на свете. Почему? Потому что, согласно технологическим особенностям, в русском самоваре вода не только кипятится, но и становится менее жёсткой, изменяя свои свойства. Все вещества, придающие воде жёсткость, оседают на дне или откладываются на стенках.

Не стоит бояться того, что накипь может попасть в воду — самоварный краник обычно располагается выше дна. Самовар в доме — это всегда атмосфера уюта и домашнего очага, тысячелетней русской культуры и душевной гармонии. За самоваром проводили вечера с долгими беседами и потчеванием чаем гостей. Вот почему сегодня так ценятся старинные самовары XIX или даже XVIII века.

Только представьте себе: долгий зимний вечер, за окном снег и вьюга, а в вашем доме тепло и все собрались вокруг стола, в центре которого стоит роскошный красавец самовар, из которого пили купцы или дворяне в позапрошлом веке! Чай из самовара с одинаковым удовольствием пили все — и цари, и крестьяне.

Это исконный русский атрибут быта, который постепенно исчез из наших российских домов, на место которых пришли электрические чайники. Разве может сравниться пластмассовый чайник с великолепным русским самоваром? Есть в этом атрибуте русского дома что-то сказочное и притягательное.

Для детей распитие чая из самовара — это каждый раз настоящее событие! Посидеть «за самоваром» — один из прекрасных старинных русских обычаев, забывать о котором никак нельзя.

Современному человеку, который никогда не имел дела с самоварами, выбрать его очень трудно — ведь для начала придётся разобраться в разнообразии моделей.

Жаровый русский самовар

Это классический вариант самовара, тот самый, который нужно топить при помощи дров, шишек или угля. Как правило, объём у этих самоваров достаточно значительный — самый маленький имеет объём от 3 литров, а в среднем жаровый самовар вместит 5-7 литров воды.

Пользоваться такими самоварами нужно исключительно на природе, поскольку дым от сжигаемого топлива неизбежен. Так что это вариант для дачи или частного дома, где за чашкой чая можно собраться в саду, беседке или на террасе.

Электрический самовар

Это самая обширная категория. Поскольку копоть поверхности этого прибора не грозит, то оформление его может быть самым разным — от обычного никелированного или латунного покрытия до замысловатой росписи в разных стилях.

Объём этих самоваров тоже может быть разным: от совсем небольшого (литр-полтора) до значительного (5 литров). Выбор стоит делать исходя из того, сколько человек вам предстоит напоить чаем: не стоит заставлять прибор работать вхолостую, кипятя небольшое количество воды в самоваре значительного объёма.

Фарфоровые самовары

Это тоже электрические модели, однако смотрятся они намного изысканнее и утончённее, чем традиционные модели из металла. Особенно популярны фарфоровые самовары, расписанные хохломской росписью или гжелью, однако и другие стили росписи тоже находят своих почитателей.

Покупка самовара — возможность возродить или сформировать собственные семейные традиции, которые, возможно, поддержат в будущем и ваши внуки!

Большинство наших современников считают традиционным русским чаепитием именно чай из самовара.

Это кажется странным, но история самовара в России весьма коротка, чуть более 300 лет! Появился он в России в конце XVII века, а характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития стал уже в XIX веке.

Во время прогулки по ЭТНОМИРу посетите замечательную выставку самоваров в гостиничном комплексе «Русский дом». Вы узнаете немало интересного об истории «русской чайной машины», рассматривая экспозицию из более чем 20 старинных и современных самоваров.

Источник: https://ethnomir.ru/articles/vybiraem-samovar/

Русские самовары в Иране и наша общая история

?cat_779 (cat_779) wrote,
2016-05-25 19:30:00cat_779
cat_779
2016-05-25 19:30:00Раньше мир был един-и доказательства этому встречаются всё чаще. Часть Ирана раньше входила в Российскую Империю.

Совсем не случайно в Иране до сих пор производятся в массовом количестве самовары, которые потеряли популярность и почти перестали выпускать в СССР и в Российской Федерации. Самовары в Иране в огромном почёте уже более 200 лет.

Их выпускают сотнями тысяч штук и встретить их можно в любой чайхане и в ресторане.

Путешественник Михаил Кожухов, путешествуя по Ирану, попал в мастерскую, где делают самовары в городе Тибрисе.

Самовары необыкновенно популярны в Иране, их там можно встретить буквально на каждом шагу, их производят сотнями тысяч! Вот что он увидел в мастерской:

Смотрите с 40-ой по 46-ую минуту.


Самовары в Иране

В самоварной культуре существуют аналоги в Иране, и эмигранты повсюду ее сохраняют. В Иране самовары используются, как минимум, уже два века, а электрические, газовые или на жидком топливе (нефтяное топливо) все еще повсеместно распространены.

Самовар в персидском произносится как samāvar (سماور) Иранские мастера использовали элементы персидского искусства в производстве самоваров. Иранский город Боруджерд был основным центром производства, а несколько мастерских все еще выпускают самовары вручную.

При производстве боруджерских самоваров используется немецкое серебро и элементы известного направления искусства Varsho-Sazi. Эти самовары являются типичными представителями иранского искусства, и часто экспозируются на выставках в иранских и зарубежных музеях.

Пути самовара неисповедимы. Так можно сказать об истории этого яркого народного изобретения, которое за 200 лет проделало путь от казачьего походного кипятильника до одного из главных символов иранской культуры. Сегодня в России самовары не в почете по сравнению с прошлыми временами. Зато в Иране этот сосуд для приготовления чая встречается ныне на каждом шагу. Он украшает помещение в чайхане и традиционном ресторане, он же стоит в ларьках на улицах и в парках города, утоляя чайную жажду простых прохожих.

Восточный путь

Четвертый шах Ирана из династии Каджаров Насер ад-Дин (Насреддин-шах) был фанатом Европы. Он много раз путешествовал в западные страны и постоянно привозил не только заграничные гостинцы, но планы по внедрению и использованию зарубежных приспособлений в родном Иране.

Россия второй половины XIX века для Насреддин-шаха, безусловно, часть Европы.

Надо сказать, что русское культурное и экономическое влияние в Иране в то время было огромным. К концу XIX века число русских в стране измерялось десятками тысяч.

Особенной в этом плане была территория Гиляна, где в одном только портовом городе Энзели находилось 66 русских магазинов.

Насреддин-шах, побывав в Российской империи, не мог не заметить причудливой формы кипятильник, служивший функциональным украшением в богатых домах. Самовар шаху понравился. Так был дан толчок к распространению новой моды в Каджарской империи. Способствовали этому также русские купцы и дипломаты, жившие в Иране.

Таким образом, самовары рекламировались иранскому народу сразу с двух сторон: местной властью и иностранными гостями. Ну как же тут устоишь?Во второй половине XIX века чай начинает вытеснять популярный до этого кофе. Во время правления Насреддина чайный продукт поставлялся в Иран в изобилии.

Шах даже пытался начать выращивать это растение у себя в стране, но это ему не удалось.Что не смог Насреддин-шах, смогли сделать его последователи. В начала XX века в Иране появляются первые урожаи собственного чая. Теперь этот напиток становится дешевым и доступным для всех слоев общества.

Центром выращивания чая была сделана та самая провинция Гилян. Не удивительно, что именно русские традиции стали основой для иранской чайной культуры: вода кипятится в самоваре, сверху которого ставится заварочный фарфоровый чайник. Все ровно так, как и в крестьянских избах на Урале за сто лет до этого.

Правда, и самовар уже зачастую украшен восточными узорами, и на заварочном чайнике не русские петушки, а Насреддин-шах.Самовары поначалу массово закупались в России. Зайдите в музей истории Гиляна в городе Решт, и вы увидите повсюду самоварную продукцию с отчетливым заводским клеймом тульских заводов.

Вскоре и в Иране местные умельцы научились делать самовары, выработав свой особый стиль.

Самоварный Иран.

Сегодня традиция использования самоваров в Иране стала по-настоящему массовой. Используются они как в исключительно декоративных, так и в прикладных или даже промышленных целях.Безусловно, отдельный интерес вызывает тот факт, что в самой России самовары переживают явно не лучшие времена.

Хотите попить чай в исконно русском стиле? Тогда езжайте в Иран, там вы скорее найдете эту традицию живой в повседневной жизни, а не только для забавы местной или заграничной публики, как на Красной площади в канун Нового года.

Многие иранцы понятия не имеют о происхождении самоваров и искренне считают, что это приспособление было изобретено в их стране. Тем не менее память о русских корнях народного кипятильника можно невооруженным глазом заметить на просторах Ирана и в наши дни.

Будете в Тегеране, не поленитесь проехать до одной из главных улиц столицы Вали-Аср и найти там чайхану Азари, где посреди красиво украшенного зала стоят несколько больших самоваров из Тулы. Поверьте, подобные примеры встречаются далеко не только в столице страны.

Так что сегодня в Иран со своим самоваром ехать все-таки можно, но только в том случае, если ваш самовар тульский.

В Иране не только повсеместно распространёны самовары, но и до сих пор производят в большом количестве «сахарные головы», которые раньше выпускали в Российской империи.http://cat-779.livejournal.com/29461.html

Город Решт. Лавка пряностей. Фото А. Севрюгина 1890-1900 (Бабай торгует привезёнными из России сахарными головами, а может, их уже производили на территории Персии?)»И да, Решт (Рящ) был когда-то в составе Российской Империи.

«(rus_turk)(Благодарность за фото rus_turk )Очень интересно пишет о Персии конца 19-го века rus_turk , обратите внимание, люди спокойно путешествуют из Баку в Тегеран, без визы и пограничного контроля, рассчитываются рублями и копейками или переводят их в местные деньги-туманы, понимают друг друга без переводчика, таможня формально существует, но не беспокоит, идёт оживлённая торговля, транспортное сообщение аналогично тому, какое имеется в Российской империи….Персия при Наср-эд-Дин-шахе

http://rus-turk.livejournal.com/290882.html

(При чтении примите во внимание, что цензоры уже многое почистили своими шаловливыми ручонками).Приведу лишь несколько цитат, которые показывают, что Персия-современный нам Иран-раньше был частью Российской империи.

«На 8-й день мы прибыли наконец в Тегеран, столицу царя царей — шахиншаха, которую мы уже наблюдали со склона гор, верст за 18, и которая расположена на равнине.

Остановились мы в Тегеране у нашего соотечественника, от которого узнали, что он не получил нашей телеграммы из Мешедесера, посланной 9 дней тому назад.

Когда, часа чрез полтора, закусывая у него, мы увидели вошедшего нашего же червадара и подавшего ему нашу же телеграмму о приезде чрез 8 дней, — мы, конечно, были поражены.

Оказалось, что так как телеграф из Мешедесера до Тегерана был попорчен, а телеграфный чиновник не надеялся на скорое его исправление, то, не понимая телеграммы, писанной французскими буквами, но по-русски, он послал ее с червадаром, который сопровождал нас к нашему соотечественнику. Не правда ли, замечательно скорое телеграфное сообщение и замечательные порядки обнаружились с первого нашего шага в Персии?»

«Гор. Решт, как и все азиатские города, — с узкими грязными улицами, массою лавчонок и базаров, которые кишат грязным людом, смотрящим с любопытством на проезжающих френги, т. е. европейцев.

Торговля, видно, кипит и, с тех пор, как у нас закрыт транзит, товары большею частью русские.

Город горел несколько раз, но, видно, пожары немало способствовали его украшению, уничтожив огнем много нечистот и гнилых построек.»

«От Казвина до Тегерана есть также нечто вроде почтового сообщения, как у нас на Военно-Грузинской дороге, на русских тройках, в перекладных экипажах и в огромных допотопных каретах с колокольчиками. При проезде по Военно-Грузинской дороге шаху так понравились наши тройки, что он выписал того же армянина, который содержал тройки на Военно-Грузинской дороге, и поручил ему в своем царстве, от столицы до гор. Казвина, устроить такое же сообщение.»

«От города Казвина до Тегерана вы встречаете уже почти европейские станции; они гораздо чище содержатся, есть теплые комнатки с мебелью и мягкими кроватями и с неизбежными насекомыми. Как и на всех наших почтовых станциях, есть в маленькие буфеты с подозрительными продуктами и грязным самоваром, и уже не одни сторожа, но как будто настоящие смотрители-старосты, отпускающие вам экипажи, за которые дерут невероятные цены; так, например, с меня взяли за карету от Казвина до Тегерана, за 12 часов езды, — 32 тумана, что составляет около 100 рублей, а за перекладную за ту же дорогу 12 туманов, т. е. около 37 рублей.»Гилянская Советская Социалистическая Республика (перс. جمهوری شوروی سوسیالیستی گیلان — jomhuri-ye šuravi-ye sosiâlisti-ye gilân, известна также как Гилянская республика или Персидская Советская Республика) — советская республика, существовавшая в иранском остане Гилян с июня 1920 по сентябрь 1921 г. Cтолица-Решт.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Флаг Гилянской РеспубликиДвуязычная стенгазета «РОСТА»: Да здравствует Мирза Кучек-хан, 27 июня 1920 годаНеслучайно Иран долгие годы был и сейчас остаётся закрытой для путешественников страной.Потому что , приехав туда, мы почувствовали бы себя дома.

Источники:

Самовары в Иране

http://magazin-samovarov.ru/about_samovars/ictoria%20samovara/iran/

История самовара: от казачьего кипятильника до символа культуры Ирана

http://iransegodnya.ru/post/view/85

Источник: https://cat-779.livejournal.com/31163.html

Русское чаепитие

Мы живем в великой стране. Часто мы слышим об этом даже в рекламе. Часто ли редко ли, но страна наша занимает шестую часть суши, которую разворовывают, но никак не могут разворовать даже такими ударными темпами, какими когда-то строились БАМ или Днепрогэс.

Вы только взгляните на просторы родной страны – как она прекрасна!

Сколько было подвигов, слез, крови и пота, чтобы отвоевать ее у захватчиков.

Чтобы шел дымок из трубы, и искрился иней на окнах с резными наличниками в деревенской избе.

Чтобы смеялись русские дети, чтобы кот мурлыкал у печки, чтобы распахнулась дверь и скрипнула половица под шагами кого-то близкого, теплого и родного. Чтобы летом на рассвете по росе девки бегали босиком, и нехотя уступая туману, открывался чудесный утренний луг за рекой и цветы на нем с каждым мигом становились ярче, и цвета заиграли в лучах восходящего солнца.

А вечером, ближе к ночи, кто не пил на веранде или в саду у яблоньки, примостившись удобно рядышком с милой, ароматного чая с пряниками, да сушками. Кто не лакомился нежными блинчиками с домашним вареньем под пение соловья — ох жаль, жаль мне тех, кто давненько этого не делал.

Кто забыл традиции родной страны, своего народа? Кто пьет полубезвкусный кофе с утра, чтоб кофеин ударил в голову, да пораньше, да поскорее в пробку, да подышать парами бензина. А там… днем… какое наслаждение ожидает трудящихся. Суши с глистами в нагрузку, да мокко, шокко и другие «радости» столичного общепита.

В дымящейся от гари, паров бензина, табака и бомжей Москве на каждом шагу суши –бары, пиццерии, старбаксы (старые баксы?:) и остальные заведения быстрой заправки. Конечно, Москва – все еще Москва. На месте Кремль, Большой Театр, и милые улочки старой Москвы все еще радуют нас своей старинной архитектурой.

Но почему под кровом белых барельефов мне предлагают лишь заморские напитки? Почему рядом с катком на Петровке я вижу похожий на противогаз кальян, аля узбекские подушки с явно выраженным восточным колоритом и подают исключительно восточные чаи? Аль Петровка восточное название? Или может я не в Москве – столице России?

Не так давно в Москве и вовсе не было мест, где можно было бы недорого и вкусно перекусить. Сейчас такие заведения появились, и, слава Богу, что так. И «Шоколадница», и «Теремок» предлагают хорошие блины – традиционное русское блюдо.

Но скажите на милость, почему нет ни одного приличного места, где русский человек, в русской обстановке мог бы не только откушать русских блюд без примесей иноземных новшеств, но просто попить чайку из самовара? Да так чтоб с угольками самовар, иль расписной, и чтоб салфетки кружевные, глаза голубые, да гармонь, да медок и яблочки. И яблочки чтоб настоящие, и хоть моченые, но свои без глянца и химии!

Источник: https://english-tutoru.livejournal.com/6107.html

Ссылка на основную публикацию